Метод интервью в психологии

Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с метод интервью в психологии целью. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически. Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения. Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль — метод интервью в психологии или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную. Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса. Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она метод интервью в психологии стихийно. Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми. Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, метод интервью в психологии в качестве метода сбора информации. В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования. Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты. Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых. Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи метод интервью в психологии интервьюера, который ведет подробную запись. Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств дикторов, магнитофоновв частности при опросах общественного мнения и в журналистике. Основные отличия интервью: непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым в метод интервью в психологии опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер ; устная форма этого контакта в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта. Ситуации, где эффективны интервью: зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы; пилотаж пробное исследование при проверке качества методического инструментария. Функции интервью: а получение информации; б воздействие на респондента. Достоинства интервью: непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов; большая доверительность и метод интервью в психологии отношение информанта к беседе; возможность коррекции плана беседы по ее ходу; позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента; ситуация интервьюирования, близкая по форме к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов; личностный метод интервью в психологии взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе; возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах; устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения. Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей 20-30 человекпри этом к каждому по отдельности. Недостатки интервью: значительные временные затраты; малая оперативность; обстановка интервью может не располагать к откровенности; необходимость нанимать большое количество интервьюеров; трудность подготовки интервьюеров; требует специальной подготовки и солидного тренинга; разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений; невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов; нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25; эмоциональное поведение респондентов, метод интервью в психологии не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно; семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы иметь однозначное толкование. Благоприятная обстановка интервью обеспечивается: отсутствием посторонних лиц; созданием максимально спокойной обстановки общения исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и т. Неблагоприятная обстановка характеризуется: отсутствием отдельного помещения для проведения беседы; занятие информанта рабочими и домашними делами; прямым или косвенным влиянием посторонних людей; прерыванием интервью метод интервью в психологии других дел телефону, хождение по комнате, обращение к посторонним людям и т. Виды интервью: качественные — количественные, жесткие — мягкие, стандартизированные — нестандартизированные, структурированные — неструктурированные, формализованные — неформализованные, направленные — ненаправленные, фокусированные — нефокусированные, директивные — недирективные, личные — групповые, открытые — закрытые и др. По направленности интервью бывают - стандартизированные, полустандартизированные, свободные. Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью. Стандартизированного интервью - интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент. Полустандартизированное интервью - вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком. Свободное интервью - исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу. Исследователь пассивен, метод интервью в психологии главное качество кроме эмпатии - умение слушать и слышать своего собеседника. Эта форма интервью метод интервью в психологии погрузиться в духовный мир индивида, поэтому к свободному интервью чаще прибегают психологи. Направленное интервью предполагает: четкий план интервью, использование только понятий, которые есть в метод интервью в психологии вопроса, «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа. Достоинство направленной техники: относительная простота, позволяет использовать не только специалистов, возможность последующей стандартизации ответов. Недостатки направленной техники: метод интервью в психологии психологическая «зажатость» респондента вследствие жесткой структуры вопроса, некоторая поверхностность ответов, человек старается следовать предложенным формулировкам и «отсеивает» побочную информацию, которая может оказаться интересной и полезной. Ненаправленная техника - способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы. Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей. Достоинства групповой техники: присутствие других людей поощряет человека к высказыванию, стимулирует реакции индивидов; групповое интервью по метод интервью в психологии и материальным средствам метод интервью в психологии «затратное», позволяет опросить одновременно несколько человек. Недостатки групповой техники: участники располагает меньшим временем для высказывания, чем при индивидуальном опросе; большинство людей в составе группы склонны конформировать с мнением большинства; особое значение приобретает психологический тип отдельного члена группы — его доминантность или подчиненность, необходимо достаточно большое помещение, чтобы участники беседы сидели по кругу, а не друг за другом. В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью. Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного. По числу обсуждаемых метод интервью в психологии виды интервью подразделяются на: фокусированное или направленное; нефокусированное ненаправленное. Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента интервьюера. Цель - сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Нефокусированное интервью— характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи. По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на: индивидуальное, или личное; групповое. Индивидуальное или личное интервью - беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей. Групповое метод интервью в психологии - беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет. Его главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака. Существуют дополнительные критерии классификации видов интервью. По длительности проведения исследования интервью может быть метод интервью в психологии разовым или многократно повторяться через определенный промежуток времени. Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования. По месту проведения интервью выделяют : по месту жительства; посетителей магазинов; по месту работы По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие. Жесткое интервью - интервьюер может грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление. Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии. Мягкое интервью - предполагает вежливое обращение с метод интервью в психологии, употребление всевозможных этикетных правил и формул. По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим. Диагностическое интервью - используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни. Клиническое интервью -используется как метод терапевтической беседы с пациентом с целью оказать ему психологическую помощь, например, избавиться от навязчивой идеи.

См. также